МЕТА – ЄДНАЄ! ЦІЛЬ, ДОДАЄ НАСНАГИ! НІЧОГО ЩЕ НЕ ВТРАЧЕНО! СЛАВА УКРАЇНІ! СЛАВА НАЦІЇ!

МЕТА – ЄДНАЄ!  ЦІЛЬ,  ДОДАЄ  НАСНАГИ!  НІЧОГО  ЩЕ  НЕ  ВТРАЧЕНО!   СЛАВА  УКРАЇНІ!   СЛАВА НАЦІЇ!

четверг, 26 мая 2016 г.

ЄДИНИЙ ПРАВОВИЙ ШЛЯХ ВСТАНОВЛЕННЯ НАРОДОВЛАДДЯ

ИСТОРИЯ СЛАВНЫХ ПОБЕД ОСН

 

      Демократия означает больше, чем выбор подотчетных представителей, которые будут осуществлять исполнительные функции. В своей развитой форме, демократия включает в себя сложные механизмы осуществления коллективного самоуправления. Процесс самообразования населения в качестве компетентных граждан, способных жить в обществе самоуправления, подразумевает, прежде всего, осознание самих себя как членов сообщества, то есть изучение механизмов решения общественных проблем, которые предоставляют большие возможности, чем просто решение личных проблем.

     Информационное общество должно быть новой общественно-экономической формацией, которая наступит после индустриальной эпохи. Идея Информационного Общества серьезно трактуется многими европейскими странами. Об этом свидетельствует, например, документ Европейского Союза "Europe 2005 - An Information Society for All", который был принят  22 июня в 2002 г. во время Саммита Европейского Союза в Севильи.

     Современное местное самоуправление в Украине сложно представить без такой важной его составляющей, как органы самоорганизации населения. И, конечно, дело здесь не только в том, что эти общественные формирования имеют достаточно большое историческое прошлое, а в той важной роли, которую они призваны играть, и играют в жизни громад, стремящихся развиваться в соответствии со стандартами демократического государства.

      Большое значение в социально-экономическом развитии регионов играют органы самоорганизации населения, которые находятся ближе всего к людям. Они помогают решать насущные жизненно важные проблемы быта, коммунального характера, благоустройства, надлежащего содержания жилья и его сохранения, охраны общественного порядка и окружающей природной среды, проведения культурно-воспитательных мероприятий.

      В рамках реализации проекта при финансовой поддержке Программы UNITER Информационно-просветительским центром «Боразан» проанализирован опыт и методы работы органов самоорганизации населения в различных регионах Украины.

    Например, хороший опыт в развитии органов самоорганизации населения в Украине имеет г.Макеевка. Первые комитеты общественного территориального самоуправления в городе созданы в середине 80-х годов. 19 апреля 1996 год – принято распоряжение председателя городского совета «О дополнительных мероприятиях по организации деятельности органов общественного территориального самоуправления в г. Макеевке». Май 1996 год – на сессиях районных советов утверждены Положения об органах территориального самоуправления и схемы их организации на соответствующих территориях. 16 ноября 2000 год – решением городского совета утверждено новое Положение о комитетах микрорайонов, поселковых, сельских, квартальных, домовых, уличных комитетах г. Макеевки. 15 июля 2001 года принят Закон Украины «Об органах самоорганизации населения», который определил правовой статус, порядок организации и деятельности органов самоорганизации населения. Сегодня в городе работают  свыше 2000!!! органов самоорганизации населения. 64 из них уже имеют статус юридического лица. Во всех районах города работниками информационно-методических центров регулярно проводятся семинары-совещания с руководителями органов самоорганизации населения, они принимают участие в аппаратных совещаниях работников исполнительных органов городского совета при рассмотрении вопросов по улучшению коммунально-бытового обслуживания населения, в совещаниях с руководителями жилищно-коммунальных предприятий. Штатными работниками исполнительных органов городского совета регулярно проводятся учебные семинары по разным вопросам руководителей и секретарей комитетов самоорганизации населения.  Таким образом, в городе сложилась обусловленная система работы с органами самоорганизации населения, которая постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня она направлена на улучшение взаимодействия с предприятиями по обслуживанию жилищного фонда города.

     Могут похвалиться развитием органов самоорганизации населения и киевляне. Киевляне научились контролировать местную власть, используя для этого все инструменты гражданского контроля. Они оправданно считают, что органы самоорганизации населения – это настоящая муниципальная реформа, которая способна в кратчайшие сроки изменить Киев, превратив его в мегаполис европейского уровня. Имея такой мощный инструмент, как органы самоорганизации населения, можно заставить чиновников выполнять свои непосредственные обязанности и иметь вполне реальные возможности привлекать ресурсы на благоустройство, например, придомовой территории или на ремонт подъезда. Анализируя ситуацию, которая сложилась в Киеве с органами самоорганизации, представители столичных органов самоорганизации населения отметили, что процесс создания ОСНов должен стать лавинообразным и их численность должна расти в геометрической прогрессии. Такой сценарий не позволит никакой власти игнорировать мнение горожан, закрываться в высоких кабинетах и не реагировать на пожелания киевлян. Киевляне знают, как контролировать местную власть, используя для этого все инструменты гражданского контроля.

     В городе налажено взаимодействие участковых с органами самоорганизации населения как важное условие успешной работы по профилактике правонарушений.

     В 2006 году органы самоорганизации населения столицы получили на свою деятельность 3,7 миллионов гривен, из которых 2,7 миллионов были направлены на финансирование текущей деятельности органов самоорганизации населения, а еще 1 миллион составил бюджет городского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления. В течение 2007 года на конкурс было подано 20 проектов на общую сумму 2,5 миллиона гривен. Координационный совет по вопросам местного самоуправления в городе Киеве выбрал из них 10 лучших и уже начал финансирование. Например, победителями конкурса стали проекты создания центра интеллектуального досуга детей и подростков (фактически нового детского садика в Печерском районе), строительство детского спортивно-игрового комплекса (Соломенский район) и создания пунктов общественной безопасности (народных дружинников и постов охраны в Печерском районе). 

      В 2009 году в Киеве зарегистрировано более 80 органов самоорганизации населения, которые оказывают городской власти реальную помощь в решении многих крайне актуальных для столицы вопросов.

    Огромный опыт по самоорганизации наработан одесситами. 14 сентября 2009 г. исполнилось 10 лет с момента принятия Одесским городским советом первого Положения об органах самоорганизации населения города Одессы. Это произошло впервые в Украине - еще до принятия Закона «Об органах самоорганизации населения».

      В 2006 году в городе было создано первое в Украине Управление по взаимодействию с органами самоорганизации населения.

      За прошедшие годы Одесса продолжает удерживать свои лидирующие позиции в развитии движения самоорганизации населения в Украине - и как научно-методический центр, и как площадка отработки практических новаций. За прошедшее десятилетие Одесский городской совет дал согласие на создание 47 органов самоорганизации населения в городе - на уровне микрорайонов, кварталов, отдельных домов и общежитий. Из их числа 24 органа СОН прошли государственную регистрацию. В городе действует Программа развития органов самоорганизации населения в г. Одессе на 2008-2011 годы. Активно действует Всеукраинская ассоциация самоорганизации населения с центром в Одессе.

      Сегодня можно привести примеры активного влияния СОНов на социальную политику городского совета, а именно: участие в конкурсах социального заказа, совместная реализация проектов, предусматривающих долевое участие жителей микрорайонов, представители органов СОН входят в состав комиссий при районных администрациях по определению лиц нуждающихся в адресной муниципальной помощи и т.д.

      Харьковчане верят, что будущее за самоорганизацией населения. В стране назрела административно-­правовая реформа, считают в горсовете. И как часть ее — реформа местного самоуправления. В Харьковском горсовете уже сделали первые шаги, приняв решение о реорганизации районных в городе советов. Следующим шагом стала разработка «Положения о самоорганизации населения», вокруг которого разгорелась острая дискуссия на последней в прошлом году сессии горсовета. По ее итогам решено создать рабочую группу из представителей всех политических сил, представленных в городском совете, специалистов Юридического департамента. Положение предстоит доработать, чтобы оно полностью корреспондировалось с действующим Законом «О местном самоуправлении». И Харьков начнет проводить административную реформу местного самоуправления гораздо раньше, чем к ней подойдет вся страна. Мэр Харькова убежден, что самоорганизация населения принесет больше пользы, чем старая, изжившая себя форма управления в районах. При этом максимальное количество специалистов, которые способны приносить большую пользу городу и работают в органах районной власти, планируется сохранить. Участвовать в решении задач, которые финансируются из городского бюджета, органы самоорганизации будут в порядке выбора приоритетов для того или иного места, где компактно проживает часть территориальной громады, и в порядке контроля. Это можно трактовать как социальный заказ. Это все сегодня работает в том или ином виде в развитых европейских государствах. Задача — научить людей и дать им толчок и возможность заниматься вопросами самоорганизации населения. Городской бюджет готов платить зарплату лидерам ОСН.

      В соответствии с действующим законодательством ОСН являются частью местного самоуправления, могут представлять интересы жителей в городском совете и его органах. Статьей 14 Закона Украины «Об органах самоорганизации населения» определены собственные полномочия органов самоорганизации. Среди них – право вносить в установленном порядке предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов.

  Это полномочие – одно из важнейших, которым закон наделяет органы самоорганизации. Микрорайоны, улицы, кварталы, дворы и отдельные дома должны содержаться и развиваться на основе единой системы с учетом пожеланий и требований «снизу». Инициатива жителей, объединенных органами самоорганизации при внесении предложений в план развития города, должна обеспечить учет их пожеланий, их видения перспектив развития.

     Органы самоорганизации, накопившие опыт работы и имеющие в своем составе подготовленных специалистов, могут попробовать свои силы не только в подготовке отдельных предложений по развитию территорий или отраслей городского хозяйства, но и в формировании самой программы социально-экономического развития. Структура программы, ежегодно утверждаемой городским советом, стабильна. По замыслам разработчиков, она должна способствовать притоку конкретных предложений общественности по ее формированию и корректировке и, в первую очередь, со стороны ОСН.

     В этой связи особый интерес вызывает Программа социально-экономического развития «Сухого Фонтана» в городе Николаеве, осуществить которую предполагается за счет инвестиционных средств. Развитие города происходит в настоящее время за счет инвестиционных средств, требующих  отдачи. Но главная забота бизнеса – извлечение прибыли из инвестиций. Никакое развитие в принципе невозможно без реконструкции или строительства объектов городской инфраструктуры: жилых домов, магазинов и рынков, кафе, ресторанов, развлекательных и оздоровительных центров, стадионов, АЗС, автомоек, станций техобслуживания, дорог, транспортных развязок и многого другого.

     В общем, ОСНы эффективно отстаивают права и законные интересы горожан, став реальным механизмом их участия в формировании и реализации как «Плана социально-экономического развития г. Николаева» так и своих локальных громад.  Вспомним органы самоорганизации «Ялты», ЖДП, «Победа», «Леваневский», «Сухой Фонтан», «Сказка», «Центральный», «Декабристов,18» и многие другие, которые уже более пяти лет эффективно занимаются благоустройством, борьбой со стихийными свалками, защитой парков и скверов, поддержанием общественного порядка. И это все за счет энтузиазма горожан! Только в 2006 году впервые, по инициативе В. Д. Чайки, на конкурсной основе был проведена серия конкурсов и поддержаны проекты общественности по указанным выше направлениям как из городского бюджета так и из средств международных доноров (Фонда имени Стефана  Батория, ПР ООН, МФ «Возрождение», NED). Сами жители смогли на месте стихийных свалок построить детские площадки, разбить цветники и самое главное — почувствовать уверенность в своих силах. Значит, те вопросы, до которых у городских властей просто не доходят руки, теперь можно решать вместе с активом ОСН. Это и проще, и эффективней, нежели бесконечно «бомбить» горисполком или райадминистрацию жалобами и заявлениями.

      Во втором периоде — 20007—2008 годы — горсовет, для поддержки движения самоорганизации населения, принял в апреле 2007 г.  «Программу развития ОСН на 2007–2008 годы в г. Николаеве» с финансированием из городского бюджета в размере 100 тыс. грн в год. Был также принят пакет документов, касающийся создания и функционирования ОСН. Тогда это был определенный прорыв, поскольку аналогичная программа была только в Одессе. Однако у нас возникли свои «но». Программа предусматривала методическую поддержку органов самоорганизации населения, а также создание ассоциации всех ОСНов как инструмента ресурсной и организационной поддержки этих общественных институтов. Причем ассоциация должна была строиться по принципу вертикали (сверху вниз). И было непонятно, что это — учреждение или организация. Кроме того, подразумевалось, что среди органов самоорганизации населения будет проводиться конкурс — как инструмент финансовой поддержки органов самоорганизации. Нас упрекали, что в городе очень мало ОСНов  и они не охватывают уровни микрорайонов.

      Как показал независимый мониторинг «Ассоциации содействия самоорганизации населения», действительно, принятые решения не содержали реального механизма общественного мониторинга эффективности их исполнения, отсутствовал механизм ресурсной поддержки ОСН, их финансовой поддержки на конкурсной основе и передачи полномочий по управлению объектами жилого фонда. Все это поставило под угрозу реализацию городской политики в сфере самоорганизации населения и даже привело к частичной деградации некоторых действующих ОСН. С  выводами мониторинга Ассоциации согласились и депутаты горсовета, и работники горисполкома. А плечо подставил в конце 2008 года департамент ЖКХ в лице его директора и заместителя николаевского городского головы В.Новожилова.

   Приведу маленькую его цитату о философии программы:  «Комитету самоорганизации не достаточно сказать: вот, мол, нужно поставить столбы освещения, а департамент пусть переведёт на эти цели средства, — следует  нужно и самому проявлять какую-то активность (иначе зачем он тогда существует?).

     Я хочу видеть участие самих людей, участие этих комитетов, активистов. Департамент может заплатить за деревья, но выкопать лунку, посадить это дерево, потом ухаживать за ним, чтобы оно прижилось, — это задача населения, - считает В.Новожилов. — Прежде всего, я вижу это движение как институт формирования самосознания и активности населения, чтобы люди сами тоже начали работать. Активность со стороны ОСНов должна быть постоянной, а не «зарегистрировались — и залегли в спячку до лучших времён».

     Решением октябрьской (2008 г.) сессии городского совета действие программы продлили на 2009 год. В качестве дополнительного распорядителя средств был назначен департамент ЖКХ. Таким образом, были приняты поправки к программе, а также положение о конкурсе, позволившие спасти ситуацию. Это стало предпосылкой нынешнего, третьего этапа бурного развития ОСН в Николаеве.  Так, на протяжении 2009 года наконец были освоены 300 тыс бюджетных денег на нужды ОСН. За эти деньги проведена  информационная и просветительская компания в местных СМИ, выпущены рекламные плакаты, листовки, прошли телевизионные передачи, готовится книга с методическими рекомендациями по организации и практической деятельности ОСН.

    И главное, проведен конкурс проектов среди ОСН. Его проведению предшествовала значительная подготовительная работа: создана конкурсная комиссия, утверждено положение о ежегодном конкурсе, проведены тренинг, консультации для руководителей ОСН. Свои проектные заявки подготовили и подали 10 органов самоорганизации. По решению конкурсной комиссии финансирование получили все участники: три победителя — в полном объеме, по каждому из остальных комиссия работала индивидуально, внесены коррективы в проекты. Общая сумма средств, распределенных комиссией среди участников конкурса, — 188 тыс. гривен. Как и предполагалось, основные усилия ОСН направили на решение проблем в жилищно-коммунальной сфере. Общежития, а из десяти участников конкурса пять представляли именно общежития — ОСН «Айвазовского 7,7-а», «Лада», «Надія», «Новатор», «Легенда», — провели работы, направленные на энергосбережение: остеклили подъезды, утеплили входные двери. Проект ОСН «Геолог» на территории Великой Коренихи позволил частично решить крайне острую здесь проблему водоснабжения. ОСН «Поселок Горького» и «Железнодорожный поселок» построили новые детские спортивные площадки, «Данко» провел ремонт части подвала дома, обустроив комнату для работы комитета. Показательно, что все проекты выполнены  силами жителей. Семь из десяти ОСН впервые получили опыт открытия своих счетов в казначействе и проведения всех финансовых операций по проектам.  На базе департамента ЖКХ создан единый городской ресурсный центр для ОСН, закуплены канцелярские товары, оргтехника. Впервые в Украине создано  управление по привлечению инвестиций, работе ОСН, ОСМД. Использовать возможности ресурсного центра объединения смогут бесплатно, здесь же можно будет собраться, обсудить рабочие вопросы. Если говорить о возможностях ОСН, то следует отметить, что Николаев — единственный из городов Украины, где найден и используется механизм по делегированию полномочий объединениям по управлению жилым фондом. И если в районах многоэтажной застройки наиболее оптимальным вариантом для управления жилым фондом является ОСМД, то в местах малоэтажной застройки, частного сектора, в общежитиях (жильцы которых не могут создать ОСМД, так как не являются владельцами жилья) комитеты могли бы значительно улучшить условия обслуживания, они получают возможность самостоятельно определять исполнителей услуг. На практике этот механизм еще не реализован, но горожанам стоит учесть, что, объединившись в такой комитет, можно не только серьезно влиять на качество получаемых услуг, но и эффективнее решать различные вопросы с органами власти.

     Неплохо обстоят дела с развитием самоорганизации населения в Мариуполе. Городские власти отмечают, что создание и развитие системы ОСН, особенно комитетов самоорганизации населения (КСН), позволяет решать в городе задачи вовлечения как можно большего количества жителей в процесс управления, установления обратной связи общества и власти города,  учета мнения и предложений граждан при принятии и реализации  решений  по различным направлениям деятельности городского совета.

    В городе 59 комитетов самоорганизации населения, созданных по месту жительства с правом юридического лица, организовывают и направляют самостоятельные, но более мелкие органы самоорганизации населения: 1479 домовых, 353 уличных и 126 квартальных комитетов.      

      Установлена схема взаимосвязи и взаимодействия  всех составных  частей  системы городского самоуправления, основным связующим звеном в которой являются районные администрации городского совета.

     Такая система и подходы к ней позволяют достигать позитивных результатов, доказывают свою жизненность в течение 10 лет.

      Для повышения авторитета комитетов самоорганизации населения и решения проблем жителей города с 2002 года необходимой и результативной формой работы стало заключение и выполнение социальных контрактов городского головы и КСН. Адресность, конкретика обязательств является их неотъемлемой частью.  Качественный анализ соцконтрактов показал, что они изменились как по форме, так и по содержанию: с 2006 года в соцконтракты введены обязательства КСН. В 2008 году подписано 59 социальных контрактов, в них предусмотрено 213 обязательств на сумму более 15 млн.грн. Мероприятия социальных контрактов после рассмотрения и утверждения городским советом находятся на контроле райадминистраций и КСН. Ход их выполнения еженедельно докладывается председателями райадминистраций на оперативных совещаниях городского головы, ежемесячно анализируется в райадминистрациях с КСН.

      Выполняя свои полномочия,  комитеты самоорганизации населения активно участвуют в жизни города. Руководителями комитетов ежегодно принимаются на личных приемах около 30 тысяч граждан, до 70% обращений решаются  положительно.  Широко  практикуются  разные  формы  приемов  по месту жительства, в центрах КСН (753 в год). Активисты КСН помогают с выходом на место, рассматривать обращения граждан (в год свыше 500). Для оказания материальной помощи, определения престарелых одиноких людей в интернаты, с целью защиты интересов и прав детей ими обследованы материально-бытовые условия до 2 тысяч граждан, выявлены около 500 семей, которые находятся в сложных жизненных условиях.

        Через  систему ОСН в городе установлена обратная связь с населением. Мнение жителей учитывается при формировании городских и районных программ, мероприятий. Так, в Программу экономического и социального развития города на 2008 год было включено 114 предложений граждан, в программы районов –133,  в план  капитального ремонта – 45, в Мероприятия текущего ремонта – 63, в Мероприятия по благоустройству города – 48.

    За вр емя существования системы органов самоорганизации населения    городским советом было направлено для её становления и развития более 26 млн.грн., из них на содержание КСН – свыше  6 млн. грн., на реализацию их полномочий – более 20 млн.грн. С участием жителей ремонтируются подъезды, благоустраиваются дворы, детские площадки и др. На субботниках, проводимых в микрорайонах, высаживается ежегодно свыше 5 тыс. деревьев и кустарников. Комитетами установлен контроль за периодичностью и соблюдением графика вывоза твердых бытовых отходов, проводится разъяснительная работа среди населения по недопущению образования стихийных свалок, по своевременной оплате за оказанные услуги и др.

     КСН активно участвуют в городских конкурсах «Мариуполец (мариупольчанка) года», «Наш двор». К 230-летию города общими усилиями жителей, КСН и жилищных предприятий, райадминистраций созданы 230 лучших дворов.

   Органы самоорганизации населения совместно с учебными заведениями, спортивными и другими внешкольными  учреждениями ежегодно проводят до 300 культурно-воспитательных и спортивно-массовых мероприятий.

      Комитеты самоорганизации  населения  взаимодействуют с правоохранительными органами по профилактике правонарушений,  незаконному обороту наркотиков, нелегально действующим пунктам приема металлолома, ликвидации стихийной торговли, проводят совместные приемы с участковыми инспекторами милиции. Создание при КСН их рабочих профилактических органов  – Советов профилактики – оправдало себя: эта форма работы упорядочила взаимосвязь и взаимодействие комитетов самоорганизации населения, милиции и общества, наблюдается тенденция снижения количества вызовов милиции по семейно-бытовым конфликтам, сохраняются семьи, мирятся соседи, оказывается социальная защита детям.

     Работа комитетов самоорганизации населения проводится в городе гласно, постоянно освещается в средствах массовой информации.     

      С точки зрения перспективы развития гражданского общества, это в большей степени работа руководителей органов местной власти. Именно их задача — обеспечить в обществе возможности гражданского обсуждения, а также создать такую ситуацию, при которой граждане смогут ее использовать. В демократическом обществе те, кто правит и те, кем правят, имеют одинаковую ответственность за создание управления на местном уровне и его функционирование. Ответственности можно научить, делегируя ее. Обеспечивая пути для участия рядовых граждан в работе местной власти, граждане получают стимул к тому, чтобы они также брали на себя и часть ответственности в области принятия реальных решений на уровне территориальной громады (сельской, районной). Такая ответственность не может быть целиком переложена только на плечи руководителей местной власти. Независимо от культурных различий многочисленных стран, где сейчас пытаются построить основы демократического общества, демократия в любом случае страдает, если руководители отчитываются перед обществом только во время проведения выборов.

НЕСТОР МАХНЕНКО

МЕТА – ЄДНАЄ! ЦІЛЬ, ДОДАЄ НАСНАГИ! НІЧОГО ЩЕ НЕ ВТРАЧЕНО!

Слава Україні! Слава Нації!
Если Вам была полезна моя статья, прошу поделиться ей в социальных сетях

Комментариев нет:

Отправить комментарий