МЕТА – ЄДНАЄ! ЦІЛЬ, ДОДАЄ НАСНАГИ! НІЧОГО ЩЕ НЕ ВТРАЧЕНО! СЛАВА УКРАЇНІ! СЛАВА НАЦІЇ!

МЕТА – ЄДНАЄ!  ЦІЛЬ,  ДОДАЄ  НАСНАГИ!  НІЧОГО  ЩЕ  НЕ  ВТРАЧЕНО!   СЛАВА  УКРАЇНІ!   СЛАВА НАЦІЇ!

четверг, 28 апреля 2016 г.

УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Народовластие

 

   Что такое народовластие? Как мы видим борьбу за народовластие и почему эта тема актуальная сегодня? Народовластие – глобальная политическая идея, которая заключается в том, что единственным источником власти в стране является народ – ее граждане. В этом плане народовластие, как идея, является противоположностью всех форм авторитаризма, когда источником власти считается какое-то конкретное лицо или ограниченный круг лиц. В современном мире наиболее распространенной формой народовластия является так называемая представительская демократия, в рамках которой непосредственные функции государственного управления народ делегирует своим представителям в ходе выборов. Эта схема реализована и в политической системе современной Украины, которая тоже, согласно Конституции, основывается на принципах народовластия.
   Следует понимать, что система представительской демократии сама по себе не гарантирует выполнения основных принципов народовластия. Действительно, влияние гражданина Украины на происходящие в стране процессы фактически сводится только к выборам – формальной процедуре представительской демократии. Политический процесс узурпирован узким кругом «публичных политиков» и сводится к противостоянию между ними. Более того, политические элиты, легитимируя свою власть посредством выборов, зачастую после них склонны принимать решения, противоположные тем, которые продвигали в предвыборных программах. Таким образом, у конкретного гражданина фактически нет возможности влиять на решения, принимаемые в рамках государства. Даже определяющие, жизненно важные решения политические элиты склонны принимать в обход народного мнения, в результате политического сговора.
   Представительская демократия на Украине развивается в той же логике, что и во всем мире, хотя и с учетом некоторой местной специфики. Сама по себе наша система склонна к отходу от народовластия, узурпации политической власти финансовыми кругами, бюрократическим аппаратом и т.п. Именно это произошло в Украине. Народовластие, возможность гражданина влиять на принимаемые решения сегодня отсутствует.
   Перед страной стоит стратегическая задача – установление на Украине подлинного народовластия. Это не означает демонтажа существующих институтов представительской демократии. Но означает необходимость их дополнения другими социально-политическими механизмами. В их числе – самоорганизация населения по профессиональному, социальному, национальному и территориальному признаку. В истории хватает примеров того, как именно самоорганизация способствовала развитию идей народовластия, препятствовала присвоению политической власти определенными группами лиц.
   В ряде стран важные изменения проводились под влиянием непартийных структур, не являющихся составляющими общей системы представительской демократии. Именно самоорганизация, сплочение граждан для согласованных действий, вынудили власть пойти на уступки или вообще уйти с политической арены. Таким образом, наличие разветвленной системы органов самоорганизации населения, а главное – понимание обществом, гражданами важности таких структур, является важным требованием для сохранения народовластия, чем мы ныне и занимаемся.
   К сожалению, в Украине до недавнего времени почти не происходило самоорганизации населения. Так, разветвленная система профсоюзов, оставшаяся еще с советских времен, устранилась от борьбы за права наемных работников. Органы профессиональной самоорганизации других категорий населения, например, частных предпринимателей – и вовсе отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии. Таким образом, стратегической нашей задачей по восстановлению народовластия в Украине является всемерное содействие самоорганизации населения. Граждане Украины должны научиться объединять усилия для достижения общих целей, не ожидая, пока за них это сделают партии или политические фигуры. И в этом вопросе – главное дело «Гражданское действие».
   Еще одним эффективным способом поддержки народовластия является включение в систему представительской демократии элементов прямой демократии, т.е. принятие тех или иных решений непосредственно гражданами. Среди таких элементов следует упомянуть, как главный – референдумы, о чем мы ведем речь довольно длительное время. Именно в ходе референдума население может напрямую высказать мнение в отношении той или иной законодательной инициативы, включая изменения в Конституцию. Согласно принципам народовластия, результаты референдума должны иметь наивысшую правовую силу (если граждане имеют правдивую информацию - можно принять правильный выбор).
   Практика референдумов в Украине не слишком распространена. За 25 лет истории всеукраинский референдум состоялся лишь дважды – в 1991 и 2000 году. При этом, во второй раз его результаты были вообще проигнорированы, что стало очередным свидетельством доминирования институтов представительской демократии над принципами народовластия. В Украине референдум является не инструментом народовластия, а орудием разборок между ветвями власти. Тот самый пресловутый референдум 2000 года тоже, по сути, был средством давления Президента на парламент.
   Мы считаем, что инструмент референдумов должен найти самое широкое применение в украинской политической практике. Необходимо устранить все законодательные и бюрократические препятствия, предельно упростить процедуру организации как всеукраинских, так и местных референдумов, в особенности, когда речь идет об организации референдумов по инициативе граждан страны. С другой стороны, любые решения стратегического уровня, определяющие бытие государства на годы вперед, должны проходить обязательное одобрение на государственном электронном референдуме. Их решения должны иметь высшую юридическую силу, и напрямую включаться в законодательную систему страны вне зависимости от доброй воли политиков.
   Еще одним механизмом, относящимся к арсеналу прямой демократии, является придание группам граждан права законодательной инициативы. Способствовать развитию идей народовластия будет и переход к федеральной схеме государственного устройства. Дробление властных полномочий, перераспределение их между центральными и региональными органами власти позволит жителям конкретного региона, более полно контролировать политический процесс.
   Крайне актуальной для восстановления народовластия в стране является разработка правового механизма отзыва депутатов и других выборных лиц. Также очень важно установить процедуру выражения недоверия граждан конкретным чиновникам, за тем должна следовать их отставка.
   Тем не менее, самым главным условием соблюдения принципов народовластия является готовность граждан страны стать участниками политического процесса. До тех пор, пока они будут молча ждать прихода «новых ответственных политиков», которые изменят их жизнь, никаких перемен к лучшему не произойдет. Граждане Украины должны быть готовы отстаивать права, брать решение важных вопросов в свои руки. Без этого никакие общественно-политические преобразования не дадут результата.
   Внедрение в Украине идей и институтов народовластия – долгий и сложный процесс, затрагивающий как законодательную сферу, так и сферу общественных отношений. Этот путь будет трудным, так как потребуется переоценка многих устоявшихся представлений о политическом процессе. Но, только пройдя его, Украина сможет рассчитывать на какую-то перспективу в будущем.

                                                                                         НЕСТОР МИХНЕНКО
Если Вам была полезна моя статья, прошу поделиться ей в социальных сетях

Комментариев нет:

Отправить комментарий