МЕТА – ЄДНАЄ! ЦІЛЬ, ДОДАЄ НАСНАГИ! НІЧОГО ЩЕ НЕ ВТРАЧЕНО! СЛАВА УКРАЇНІ! СЛАВА НАЦІЇ!

МЕТА – ЄДНАЄ!  ЦІЛЬ,  ДОДАЄ  НАСНАГИ!  НІЧОГО  ЩЕ  НЕ  ВТРАЧЕНО!   СЛАВА  УКРАЇНІ!   СЛАВА НАЦІЇ!

воскресенье, 17 апреля 2016 г.

ПУТИ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРОМАДЫ

Органы самоорганизации населения –

первичная форма территориальных громад

Важным элементом системы местного самоуправления являются органы самоорганизации населения их правовой статус определяется сегодня Конституцией (ч 5 ст 140) и законами Украины "О местном самоуправлении в Украине "(статьи 4,14,16, 60) и" Об органах самоорганизации населения "(далее - Законон).
Согласно Закону такими органами являются комитеты: домовые, уличные, квартальные, микрорайонов, сельские, поселковые. Они являются одной из форм участия членов территориальных громад сел, поселков, городов, районов в крупных городах в решении вопросов местного значения, выборными органами, которые создаются жителями, которые на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города или их частей, для решения задач, предусмотренных указанным Законом (Статьи 2,3).
Органы самоорганизации населения создаются по инициативе самих жителей и с разрешения соответствующего сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета на отдельных частях ответственых административно-территориальных единиц, а именно: сельского, поселкового комитета - в пределах территории села, поселка, если его границы не совпадают с границами деятельности сельского, поселкового совета; уличного, квартального - в пределах территории квартала, нескольких или одной части улиц с прилегающими переулками в местах индивидуальной застройки; комитета микрорайона - в пределах территории отдельного микрорайона, в жилищно-эксплуатационной организации в городах; домового - в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных кооперативов.
Комитета района в городе - в пределах одного или нескольких районов в городе, если его границы не совпадают с границами деятельности районного совета (это и есть настоящая, народная, территориальная громада), которая начнёт управлять – НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРЯМУЮ, БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ в лице органов местного самоуправления – УЗУРПИРОВАВШИХ НАШУ ВЛАСТЬ!
Законом детально урегулирован также порядок инициирования, предоставление согласия, избрание и легализация органов самоорганизации населения
Установлено, например, что с инициативой о создании органа самоорганизации населения в соответствующий совет могут обратиться собрание (конференция) жителей при условии, что на этих собраниях (конференциях) принимало участие (было представлено) не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих право голоса на собрании (конференции) большинством голосов их участников избирается инициативная группа, которая подает в соответствующего совета заявление о создании органа самоорганизации населения, протокол собрания (конференции) с указанием основных направлений деятельности этого органа, а также список участников собрания (конференции) жителей с указанием их основных паспортных данных.
Что касается порядка предоставления разрешения на создание органа самоорганизации населения, то вопрос этот должен рассматриваться, как говорится в Законе, на ближайшем заседании соответствующего совета при участии инициативной группы. При этом совет может и отказать в даче согласия на создание органа самоорганизации населения (если есть нарушения создания ОСН), однако ее решение может быть обжаловано в установленном порядке.
В случае предоставления советом согласия на создание органа самоорганизации населения последний избирается собранием (конференцией) жителей дома, улицы, квартала, микрорайона, села, поселка на основе всеобщего, равного избирательного права. Право голоса на выборах имеют жители, достигшие на день их проведения восемнадцати лет не имеют права голоса лица, признанные судом недиездатными. Организация проведения таких собраний (конференций) возлагается на исполнительный комитет соответствующего совета.
Орган самоорганизации населения избирается на срок полномочий соответствующего совета, если иное не предусмотрено его решением или положением об этом органе (статьи 10,11)
Орган самоорганизации населения считается действующим только после того, как произошла предусмотреная ст 13 Закона его легализация, что осуществляется путем его регистрации или сообщением (письменным уведомлением) об учреждении. При этом только в случае регистрации этот орган приобретает статус юридического лица. Регистрация органа самоорганизации населения исполнительным органом совета, а также порядок ее проведения детально урегулирован указнной статьей Закона. Одной из существенных условий регистрации является наличие Положения об органе самоорганизации населения, которое утверждается собранием (конференцией) и должно соответствовать установленным Законом требований (статьи 12).
Кроме порядка образования и легализации органа самоорганизации населения важным элементом его правового статуса является его функции, полномочия, структура и организационные формы проявления его легальной активности, жизнедеятельности.
Основными функциями органа самоорганизации населения является, как об этом говорится в Законе (статье 3), создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения, удовлетворения их (жителей) социаьных, культурных, бытовых и других потребностей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг, а также участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории (села, селища, города, района в городе), других местных программм.
Объем этих функций определяется в полномочиях органов самоорганизации населения, которые, согласно статьи 2 Закона, по своей природе делятся на собственные (отнесенные законом к ведению этого органа) и деллегированные (полномочия сельского, поселкового, городского совета, которыми она, согласно части 6 статьи 140 Конституции Украины наделяет орган самоорганизации населения с передачей соответствующих средств, а также материально-технических и других ресурсов, необходимых для ее осуществления).
Что касается собственно полномочий органа самоорганизации населения, то наиболее значимыми из них являются:
ведения учета граждан по возрасту, месту работы или учебы, проживающих в пределах территории деятельности органа, а также прием граждан, рассмотрение их обращений;
представление вместе с депутатами интересов жителей дома, улицы, микрорайона, села, поселка, города, района в городе в соответствующем местном совете и его органах, местных органах исполнительной власти;
внесение предложения в проекты местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов;
осуществление контроля за качеством предоставляемых гражданам, проживающим в жилых домах на территории деятельности органа самоорганизации населения, жилищно-коммунальных услуг и за качеством проведения в этих домах ремонтных работ;
привлечение на добровольных началах населения к участию в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, проведении работ по благоустройству, озеленению и содержанию в надлежащем состоянии усадеб, дворов, улиц, парков, кладбищ, братских могил, оборудования детских и спортивных площадок, комнат детского творчества, клубов по интересам, создание с этой целью временных или постоянных бригад и т д.;
организация помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, внесение предложения по этим вопросам в соответствующий совет и его исполнительные органы.
Кроме этого, к исключительным полномочиям органов самоорганизации населения отнесено еще ряд полномочий по содействию и оказанию помощи учебным заведениям, учреждениям и организациям культуры, физической культуры и спорта, правоохранительным органам, а также депутатам соответствующих местных советов в организации встреч с избирателями, приёма граждан и проведении другой работы в избирательных округах (подробнее см. статью 14 Закона).
О делегированных полномочий органов самоорганизации населения, согласно Закона (статья 15) ими может быть часть полномочий сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, делегирована этому органу с одновременной передачей ему соответствующих средств, а также материально-технических и других ресурсов.
Следовательно, законодатель не показывает делегированные полномочия. Он исключительно возлагается на инициативу и самодеятельность самих сельских, поселковых, городских, районных в городе советов, которые должны решать этот вопрос с учётом местных условий.
Здесь следует вновь обратить внимание на то обстоятельство, что, согласно действующего Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", полномочия сельских, поселковых, городских, районных в городе советов и их исполнительных органов, во-первых, четко разделены и, во-вторых, полномочия указанных советов являются исключительными, т.е. такими, которые должны решаться только на пленарных заседаниях этих советов.
Итак, совет не может делегировать свои полномочия органам самоорганизации населения согласно пункта 21 части 1 статьи 26 указанного Закона, она наделяет эти органы "отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления ". Это положение Закона, на наш взгляд, следует понимать так, что указанными полномочиями может быть и часть собственных (самоуправляющихся) полномочий местного самоуправления, которая отнесена к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских, районных в городе советов.
Орган самоорганизации населения имеет коллегиальный характер Он избирается в составе председателя, заместителя, секретаря и членов комитета. Поэтому основной формой его работы являются заседания, которые созываются председателем или заместителем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, правомочно, если в нем принимает участие более половины его общего состава. Для обеспечения непрерывности и эффективности в своей работе орган самоорганизации населения может создавать комиссии, рабочие группы, другие органы в порядке, определенном положением.
Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах. Однако по решению собрания (конференции) председатель и секретарь этого органа могут работать в нем и на постоянной основе с оплатой их труда за счет средств, переданных органам соответствующим советом.
Члены органа самоорганизации населения имеют право принимать участие в заседаниях соответствующих местных советов и их исполнительных органов по вопросам, касающимся их деятельности, а также при рассмотрении вопросов, инициированных самим органом самоорганизации населения, с правом совещательного голоса.
Орган самоорганизации населения по вопросам, отнесенным к его полномочиям, может принимать решения организационно-распорядительного характера. Однако решение органа, не соответствующие действующему законодательству или принятые по вопросам, не отнесенным к его полномочиям, останавливаются соответственно сельским, поселковым, городским, районным в городе советом с одновременным обращением в суд об отмене такого решения (стаья 20 Закона).
Законом урегулирован также финансовая и экономическая основа органа самоорганизации населения. Что касается финансовой основы, то она должна состоять из средств соответствующего местного бюджета, предоставляется соответствующим советом, а также добровольных взносов физических и юридических лиц, других начислений, не запрещенных законом (статья 16.) Такой же характер имеет и материальная основа, состоящая из имущества переданного органа самоорганизации населения советом в его оперативное управление, и его собственного имущества, состоящий из добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, а также имущества, приобретённого указанным органом за собственные средства (статья 17).
Органы самоорганизации населения для выполнения своих полномочий самостоятельно используют финансовые ресурсы, полученные из местного бюджета, но на цели и в пределах, определенных соответствующим советом. Это именно касается использования переданного им имущества. Относительно контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью органа самоорганизации населения, то по закону (статья 24), его должны осуществлять и сборы                  (конференции) жителей по месту жительства, и соответствующий совет и его исполнительные органы, и государственные органы.
Полномочия органов самоорганизации населения могут быть досрочно прекращены в случае: нарушения Конституции и законов Украины, других актов законодательства - по решению суда; невыполнение решений соответствующего совета, его исполнительного комитета - по решению совета; невыполнение решений собраний (конференций) жителей - по решению этого собрания или конференции (статья 25).
В Законе Украины "Об органах самоорганизации населения" урегулированы и некоторые другие составляющие их правового статуса, которые позволяют иметь определенное представление о месте и роли этих органов в механизме осуществления местного самоуправления как одного из его субъектов.
Так, например, организация и деятельность органа самоорганизации населения должна строиться на принципах законности, гласности, территориальности, выборности, подотчетности, подконтрольности и ответственности перед жителями, которые избрали орган самоорганизации населения. Что касается специальных принцыпов, присущих только органам самоорганизации населения, то ими являются: принцип добровольности относительно взятия отдельных полномочий местного самоуправления сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, а также принцип подотчетности, подконтрольности и ответственности перед соответствующими советами (статья 5 Закона).
Итак, в лице органов самоорганизации населения имеем дело уже не с местным самоуправлением, основанным на принципах его правовой, организационной, материально-финансовой автономии и осуществляемым территориальной общиной непосредственно и через создаваемые им органы, а с появлением самоорганизации (самоуправления) членов территориальной громады на её микроуровне, а потому интегрированным в систему самоуправления сел, поселков, городов и действующим с разрешения и под контролем соответствующих органов местного самоуправления.
Что касается органов самоорганизации населения, то Конституция Украины, законы Украины о местном самоуправлении в Украине и об органах самоорганизации населения прямо относят их к системе местоного самоуправления. Итак, это один из действующих субъектов местного самоуправления, который требует своего развития и совершенствования и наполнения соответствующей практикою.

                                                                                                                                  

НЕСТОР МИХНЕНКО


Если Вам была полезна моя статья, прошу поделиться ей в социальных сетях

Комментариев нет:

Отправить комментарий