что нужно знать о
"добровольном"
объединении громад
Благие намерения территориальных громад
Идеология закона
"О добровольном объединении территориальных громад" своевременна и
правильная. Однако, как часто это бывает, "гладко было на бумаге, да
забыли про овраги". Сельские и поселковые головы, ознакомившись с законом
и связанными с ним документами, очень быстро осознали, что в случае объединения
жители могут остаться без каких-либо социальных учреждений (школ, фельдшерско-акушерских
пунктов, библиотек), и при этом лишатся возможности даже официально обратиться
к чиновникам с просьбой решить ту или иную проблему, так как глава сельсовета,
который точно знает, где надо починить дорогу, просто исчезнет. А решения будут
приниматься в "столице" громады, до которой придется добираться
несколько часов по все тем же разбитым дорогам. И хорошо еще, если из
отдаленного населенного пункта громады в "столицу" будет ходить
общественный транспорт. В противном же случае поездка к чиновнику для урегулирования
бытового вопроса будет стоить 400-500 грн. на такси, что составляет около
половины месячного дохода большинства сельских жителей.
"Говорят, что
реформа приблизит к людям оказание административных услуг. Не могу понять, в
чем преимущество предоставления административных услуг будет для жителей села
Севериновка, если сегодня они имеют свой сельсовет, а после предлагаемого
объединения с Ивановским поссоветом этот центр будет за двадцать
километров", - оценивает ситуацию учитель физического воспитания школы с.
Севериновка Анатолий Коваленко.
Таким образом в
тепличных условиях окажутся лишь центры будущих громад - крупные поселки и
города, где будут сконцентрированы финансы, людские ресурсы, все социальные
учреждения и органы государственной власти. Руководители же небольших сел
опасаются, что населенные пункты очень быстро просто перестанут существовать.
При этом непонятными
остаются и вопросы управления коммунальной собственностью громад. Возникает
много вопросов, связанных с государственными актами права собственности на
землю и т.п.
По мнению большинства
председателей сельских советов, которых опросило информационное агентство
"Трасса Е-95", закон Украины "О добровольном объединении
громад", вступает в конфликт с целым рядом других законодательных актов, а
отдельные его положения прямо противоречат Конституции Украины.
Такой же позиции
придерживаются и многие депутаты Одесского облсовета: "Мое личное мнение,
что этот закон антиконституционен. Должны были сначала произвести изменения в
конституцию, где показать, что такое местное управление, что такое староста,
уезд, повет и все остальное. Этого ничего нет. В пятницу у нас на комиссии по
законности были представители Маразлиевского, Крюковского и Кирилловского
сельсоветов. Их никто не спрашивал (согласны ли они объединяться, - ред.), их
просто взяли и вписали", - рассказал депутат облсовета Валерий Локайчук.
"У нас сегодня
нет двух законов, которые могли бы открыть дорогу этому закону: первый - закон
об общественных территориальных громадах. У нас такое понятие сегодня ни в
одном законе не закреплено, то есть что такое громада, какой ее статус, какие
полномочия - нет ничего. Второе - нет закона о местном референдуме. Кто должен
сегодня обсуждать тему объединения? Не бюджетники же, которых соберет председатель
сельсовета под страхом того, что прекратят финансирование. Общественные
слушания - это сегодня опять же прерогатива председателя сельсовета, который
принимает решение об их проведении", - дополняет его депутат облсовета
Василий Бабанский.
Бывший глава Одесского
облсовета Николай Пундик также считает, что процесс объединения громад должен
быть решен только с помощью местных референдумов.
Возникают вопросы и
относительного будущего финансового самообеспечения громад. Многие районы
Одесской области сегодня дотационны на 70%-80%. То есть почти все деньги на
обеспечение зарплатами врачей, учителей, чиновников, не говоря уже о
капитальном ремонте дорог или объектов инфраструктуры, районные бюджеты
получают в виде дотаций от областного бюджета. Каким образом эта ситуация
изменится, если район, к примеру, будет разделен на две-три части - не ясно.
С другой стороны,
жители крупных самодостаточных населенных пунктов совсем не восторге от того,
что теперь они должны будут делиться своими деньгами с теми населенными
пунктами, которые сами почти ничего не зарабатывают.
Еще одна мина
замедленного действия - национальный состав населения Одесской области. Не
секрет, что на фоне продолжающихся военных действий на востоке Украины,
отношения между людьми, относящимися к разным национальным группам,
осложнились. В случае же объединения громад, которое пытаются провести в
спешке, могут возникнуть конфликты на национальной почве. Наиболее сложная в
этом отношении ситуация на юге Одесской области.
"В Одесской
области компактно расположены болгарские, гагаузские, молдавские и албанские
села. Их объединение или скорее выделение одних и ущемление других, может
спровоцировать межнациональные конфликты", - выразила обеспокоенность
депутат Одесского облсовета Мария Попова.
Наконец, самый главный
вопрос, который задают представители местных властей, что же именно даст им
объединение громад, какие полномочия?
"Мы приняли
решение в ходе обсуждения и с людьми, и с депутатами районного совета, сельских
советов, что мы оставим одну единую громаду. Потому что неизвестно, будут ли
полномочия переданы вниз, - рассказывает депутат Одесского облсовета Игорь
Белинский, представляющий Татарбунарский район. - Получается, что каждое село
тянет к себе центр, и поэтому еще ничего не началось, а уже конфликт между
громадами... Реформы нужны, но кто мешает дать полномочия и ресурсные, и
бюджетные на места в рамках существующих районов Одесской области? Дайте
полномочия, тогда громады будут справляться со своими обязанностями. Только
большая сильная громада сможет противостоять всем вызовам
социально-экономического выживания в наше время. Кроить район на мелкие
громады, по моему мнению, это путь в никуда! Смена названий и границ без
децентрализации налогов ничего не даст. В обещания сделать реальную
децентрализацию власти после раздробления Одесщины я не верю. Сегодняшняя
ситуация уже приводит к образованию мелких княжеств со своими князьками,
которые добьют окончательно свои территории. Поверьте, опыт у многих
есть".
Что же делать?
Без сомнения,
административно-территориальная реформа нужна Украине. С этим согласны почти
все депутаты всех уровней, главы сельских и поселковых советов. Однако все они
говорят о том, что проводить ее надо крайне осторожно, максимально разъясняя
все ее аспекты местным жителям, спрашивая их мнение.
"В законе так и
говорится, что объединение - это добровольный процесс. Люди должны четко знать,
какие плюсы и какие минусы этого объединения, и только они должны принять
решение - не администрация и районный совет. Ведь оно направлено на повышение
качества оказания услуг жителям", - говорит глава Любашевского райсовета
Татьяна Мовчан.
"Опыт многих
европейских стран, в частности, Швеции, Польши, где проходило добровольное
объединение громад, свидетельствует о том, что это длительный процесс. У нас
нет экспертов, которые бы разработали схему его проведения: как нужно
составлять перспективные планы, где эффективнее размещать структурные
подразделения громад с тем, чтобы население могло получить качественное
медицинское обслуживание, свободный доступ к образованию, жизненно важным
социальным объектам", - вторит ей исполняющий обязанности председателя
Кодымского районного совета Олег Чернийчук.
"Люди не
понимают, для чего это объединение происходит... Принципиально, такую реформу
делать надо, необходимо. Но делать ее надо с подготовкой, не спеша. В Польше,
насколько я помню, она шла семь лет, и на нее было выделено несколько десятков
миллиардов евро для того, чтобы подготовить инфраструктуру. У нас телега идет
впереди лошади, к сожалению", - поддерживает их мнение депутат Одесского
облсовета Виктор Волков.
Алексей
Синило
Комментариев нет:
Отправить комментарий