А КТО НЕ
МОЖЕТ?
Переход от ЖЭКов к ОСМД не решит основных
проблем жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство
является самым массовым сегментом общественной жизни. В каждом крупном
населённом пункте эксплуатируются сотни домов 1917-1960гг. постройки, а
основная масса многоэтажек построены в 1961-1990 гг. Предельный срок
эксплуатации более 10% из них составляет 50 лет, то есть он уже истёк, и дома
нуждаются в капитальном ремонте. Порядка 60% лифтов исчерпали свой ресурс. По
данным МЖКХ каждый 4-й украинец живёт в «хрущёвке» и министерство разрабатывает
модель реконструкции устаревшего жилого фонда, часть из которого будет снесена
и на их месте построены новые здания. Предполагаю, что в ближайшем будущем
Украину ожидает полнейший коллапс всей системы ЖКХ по причине физического
износа жилого фонда.
Почему государство, органы местных
самоуправлений именно сейчас и таким образом пытаются избавиться от домов,
передав их жителям? В тарифах заложена плата за обслуживание здания. Так как
балансодержателями жилых домов являются местные советы, то и капитальный ремонт
предусматривалось оплачивать из местного бюджета. Видимо по причине того, что
за всё время существования независимой Украины бюджет недофинансировал
капремонты, а местные “царьки” и ЖЭО только брали деньги из карманов жителей, а
также из бюджета, но не вкладывали их в ремонт и поддержание коммунального
хозяйства, либо вкладывали малоэффективно, большинство домов оказалось в
аварийном состоянии. Десятилетия небрежного отношения органов местного
самоуправления, руководителей ЖЭО и пр. к своим обязанностям привели к тому,
что имущество фактически уничтожено и требует колоссальных затрат на
восстановление со стороны государства. Для того, чтобы избавиться от этих
затрат сочинили сказку о том, как хорошо создать ОСМД, но при этом не говорят о
том, что деньги на восстановление жилья, переданного в собственность жителям,
придётся вынуть из кармана нового владельца, то есть жителей вновь созданного
ОСМД, так как теперь они будут являться балансодержателями. При этом как
сегодня, так и впоследствии жители домов не смогут выяснить, куда за десятки
лет девались уплаченные ими, а также выделенные из бюджета средства на
капремонт и содержание домов и придомовых территорий, почему их нельзя вернуть
и на что они пошли. Проблема в том, что периодичность проведения текущих и
капитальных ремонтов чётко регламентирована.
Это означает, что все жители многоэтажек
теперь будут жить «под статьёй». За нарушение установленных сроков ремонтов к ним
могут быть применены санкции независимо от причин несоблюдения норматива. В
первую очередь, это касается малоимущих слоёв населения. Например, в доме
старой застройки, в котором проживают преимущественно пенсионеры, теперь все
владельцы квартир — потенциальные нарушители, поскольку капитальный ремонт в
домах нужно было провести «ещё вчера». Осилить проведение ремонта без помощи
государства они вряд ли смогут, а государство и органы местного самоуправления
юридически будут уже избавлены от груза содержания жилого фонда. Эта проблема
затрагивает 70% жилого фонда, т.к. он остро нуждается в капитальном ремонте в
настоящее время, и 20% в ближайшей перспективе.
Для наглядности приведу аналогию, а именно
ситуацию в жилищном фонде и тенденции её урегулирования можно сравнить с
ситуацией в сельском хозяйстве 90-х годов. Колхозникам раздали паи земли, а
технику оставили в управлении руководству умирающих колхозов. В результате
технику за 10-15 лет без замены и капремонтов износили до металлолома, который
руководство колхозов сдало в утильсырьё, а деньги прикарманило. Подобным же
образом были ликвидированы и все фермы колхозов. В результате ныне на землях
бывших колхозов хозяйничают арендаторы, которые по договоренности с трейдерами
на 90% сократили номенклатуру посадки сельскохозяйственных культур и выращивают
только то, что повыгоднее трейдерам для продажи в Западную Европу. Эти действия
превратили Украину из самодостаточной по аграрному сектору страны в сырьевой
придаток Евросоюза. Аналогичная судьба ожидает и жилищно-коммунальное
хозяйство, которое может пойти с молотка за бесценок, совместно со структурами
их жизнеобеспечения.
До 1 июля Закон «Об ОСМД» содержал норму об участии бывшего собственника в первом капитальном ремонте до передачи дома объединению совладельцев. Проще говоря, государство обещало основателям ОСМД передавать им дома в нормальном, отремонтированном состоянии. Усугубляет эту проблему тот факт, что на практике это требование не выполнялось. Но у владельцев квартир (в первую очередь в старых домах) было хотя бы право на получение в управление капитально отремонтированного дома. Теперь у них такое право отсутствует. В связи с этим возникают закономерные вопросы, о каких финансовых суммах мы говорим, что выиграли или проиграли от вступления в силу Закона №417-VIII жители подавляющего большинства домов? Без капремонта такое жилье подобно карточному домику — может развалиться в любой момент. Его аварийность может привести к травмам, смертельным исходам жителей. Только теперь это уже будет полностью на совести его совладельцев. Как информирует FINANCE.UA: «85% жилого фонда в Украине является устаревшим, и здесь мы будем концентрироваться на его модернизации. По нашим предварительным подсчётам к 2020 г. нам будет необходимо только на мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде Украины 1 трлн. грн.». Интерфакс-Украина сообщает: «Для термо-модернизации жилищного фонда необходимо инвестировать более 300 млрд. грн.». Имеет место тот факт, что из-за ошибки, допущенной в проекте при строительстве блочных домов 1960-х годов застройки, потери тепла значительно выше нормы. По расчётам МЖКХ в среднем для восстановления жилого фонда Украины необходимо 5 млн. грн. на одну «хрущёвку» и в 2 раза больше на 9-ти этажку. Можно ли такие действия назвать желанием обмануть жителей и избавиться от головной боли по восстановлению жилищного хозяйства, решайте сами. Думаю, что без грамотного государственного управления — это тупик. Приняв от ЖЭО дом без капитального ремонта, владельцам за собственные средства придётся отремонтировать крышу, коммуникации, пожарные системы, трубы, перекрытия и т.д. При этом государство не берет во внимание, что у жителей домов такие средства сегодня просто отсутствуют, а завтра их положение только ухудшится. Не секрет, что инспекции в настоящий момент вынуждены «закрывать глаза» на ряд проблем в жилом фонде. При завершении процесса передачи жилья на баланс ОСМД ситуация с инспекциями кардинально изменится. Предполагаю, что в этом случае будет остановлен как минимум каждый 2-й лифт и т.п.
То есть процесс создания ОСМД не имеет реальной финансовой поддержки, как со стороны государства, так и со стороны населения.
До 1 июля Закон «Об ОСМД» содержал норму об участии бывшего собственника в первом капитальном ремонте до передачи дома объединению совладельцев. Проще говоря, государство обещало основателям ОСМД передавать им дома в нормальном, отремонтированном состоянии. Усугубляет эту проблему тот факт, что на практике это требование не выполнялось. Но у владельцев квартир (в первую очередь в старых домах) было хотя бы право на получение в управление капитально отремонтированного дома. Теперь у них такое право отсутствует. В связи с этим возникают закономерные вопросы, о каких финансовых суммах мы говорим, что выиграли или проиграли от вступления в силу Закона №417-VIII жители подавляющего большинства домов? Без капремонта такое жилье подобно карточному домику — может развалиться в любой момент. Его аварийность может привести к травмам, смертельным исходам жителей. Только теперь это уже будет полностью на совести его совладельцев. Как информирует FINANCE.UA: «85% жилого фонда в Украине является устаревшим, и здесь мы будем концентрироваться на его модернизации. По нашим предварительным подсчётам к 2020 г. нам будет необходимо только на мероприятия по энергосбережению в жилищном фонде Украины 1 трлн. грн.». Интерфакс-Украина сообщает: «Для термо-модернизации жилищного фонда необходимо инвестировать более 300 млрд. грн.». Имеет место тот факт, что из-за ошибки, допущенной в проекте при строительстве блочных домов 1960-х годов застройки, потери тепла значительно выше нормы. По расчётам МЖКХ в среднем для восстановления жилого фонда Украины необходимо 5 млн. грн. на одну «хрущёвку» и в 2 раза больше на 9-ти этажку. Можно ли такие действия назвать желанием обмануть жителей и избавиться от головной боли по восстановлению жилищного хозяйства, решайте сами. Думаю, что без грамотного государственного управления — это тупик. Приняв от ЖЭО дом без капитального ремонта, владельцам за собственные средства придётся отремонтировать крышу, коммуникации, пожарные системы, трубы, перекрытия и т.д. При этом государство не берет во внимание, что у жителей домов такие средства сегодня просто отсутствуют, а завтра их положение только ухудшится. Не секрет, что инспекции в настоящий момент вынуждены «закрывать глаза» на ряд проблем в жилом фонде. При завершении процесса передачи жилья на баланс ОСМД ситуация с инспекциями кардинально изменится. Предполагаю, что в этом случае будет остановлен как минимум каждый 2-й лифт и т.п.
То есть процесс создания ОСМД не имеет реальной финансовой поддержки, как со стороны государства, так и со стороны населения.
Это далеко не полный перечень проблем, с
которыми столкнутся в будущем ОСМД. Также хочу отметить, что в настоящее время,
если в доме протекает крыша, заливая квартиры жителей, они имеют право провести
соответствующие экспертизы и для возмещения ущерба обратиться в суд с иском. И
ЖЭО должно будет возместить причинённый ущерб. А если жителю дома нанесён ущерб,
но дом передан в ОСМД, возмещать нанесённый ущерб, конечно, будут владельцы
ОСМД из собственного кармана, так как не позаботились о своевременном ремонте
крыши или приняли дом в аварийном состоянии. Существует и другой сложный аспект
ремонта крыши членами ОСМД. В ремонте крыши кровно заинтересованы жители 2-х
верхних этажей. Собрать деньги с жителей нижних этажей будет проблематично.
Таких примеров множество. Нам утверждают, что ОСМД эффективный собственник.
Однако его создание не влечёт за собой процесс ухода от монополий — поставщиков
услуг. Отсутствуют примеры замены ОСМД поставщиков услуг газоснабжения,
водоснабжения, услуг водоотведения (канализации) и т.п. на других. Это возможно
при проведении капремонтов крыш, лифтов, электропроводки здания и т.п. За
собранные деньги жильцов дома это просто реализуется и без ОСМД. (пример:
чистый подъезд, консьерж). Вопрос сдачи в аренду не жилых помещений ж/дома
любой формы собственности в пользу жителей этого дома решён конституционным
судом. Необходимо также учесть, что т.к. ОСМД обслуживает значительно меньшее
количество жилого фонда, чем ЖЭК, то в структуре затрат (тарифах), в десятки
раз увеличится процент на содержание надстройки (начальников, бухгалтеров и
т.п.).
У бюджета отсутствует возможность финансирования капремонтов жилого фонда. Та же ситуация и у жителей, на которых хотят переложить эти расходы. Каков же выход из создавшейся ситуации?
У бюджета отсутствует возможность финансирования капремонтов жилого фонда. Та же ситуация и у жителей, на которых хотят переложить эти расходы. Каков же выход из создавшейся ситуации?
Автором создана программа экономического
прорыва Украины без дополнительных финансовых вложений, с найденными
внутренними источниками финансирования, работающая в рамках действующего
законодательства. Ее фундамент заложен в местном самоуправлении. Эта программа
является составляющей предлагаемой финансово-экономической реформы, основой
которой является грамотное государственное управление. Она уже частично с
успехом опробована в реальной жизни и одобрена множеством учёных и профильных
специалистов. Её реализация позволит в кратчайшие сроки, принципиально
наполнить местные бюджеты для решения вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве
и следующим этапом приступить к ликвидации других негативных составляющих ВВП
(на первом этапе уйти от энергетической зависимости). Для начала ее реализации
необходимы лишь политическая воля и организационные мероприятия. В ближайшем
итоге переместится реальный источник власти на уровень местного самоуправления
с минимизацией доступа монополистов и олигархов, подчинивших себе центральную власть,
к управлению обществом.
Пора органам местного
самоуправления возглавить механизм создания конкурентной рыночной среды,
которая заставит олигархический бизнес отказаться от устаревших технологий и
обеспечить себя постоянным надежным источником внутреннего наполнения местных
бюджетов.
А.М. Ломазов
Комментариев нет:
Отправить комментарий